Перевозка опасных грузов согласно Конвенции CMR

Перевозка опасных грузов, как правило, ассоциируется автоматически с европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Между тем, Конвенция CMR, а не упомянутая выше соглашение определяет принципы ответственности сторон договора перевозки в связи с нарушением условий перевозки опасных грузов.

Описания обязанностей участников перевозки опасных грузов, стоит начать описания положений Соглашения ДОПОГ и Конвенции CMR. Соблюдения правил перевозки опасных грузов ADR возложено на органы государственной власти каждого государства.

За их несоблюдение грозит, следовательно, также штраф, а не только возможные претензии со стороны другого участника перевозки. Так же могут применятся административные и уголовные санкции.

В соответствии со ст. 22 п. 1 Конвенции отправитель, который доверяет перевозчику опасный груз должен точно описать, какую опасность он представляет собой и указать, в случае необходимости, какие меры предосторожности следует предпринять.

Как правило, такая информация должна содержаться в товарно-транспортной накладной – стандартный печать накладной CMR содержит соответствующее поле для введения такого рода информацию.

При этом необходимо иметь в виду, что отправитель знает точные свойства продукта и должен быть точным в информировании о рисках, а также учитывать, что перевозчик не обязан иметь таких же знаний о продукте. Исходя из этого, в судебной практике сформировалась позиция, что указание в накладной только название химического вещества не достаточно, так как перевозчик не должен быть профессиональным химиком, а маркировка груза в качестве неопасных химикатов в ситуации, когда продукт хотя бы частично токсичен, представляет собой грубое нарушение обязанностей отправителя.

Отказ отправителя в передачи соответствующей информации перевозчику, порождает серьезные последствия для него. Прежде всего, Конвенция дает перевозчику очень широкие полномочия, направленные на устранения опасности, связанной с перевозкой опасных грузов.

Отправитель, нарушая свои обязанности по информирования перевозчика подвергает себя не только на риск потери груза, но также на необходимость возмещения перевозчику всех расходов и покрытия всех убытков, понесенных перевозчиком в связи с перевозкой опасных грузов.

В Конвенции не урегулирован отдельно ответственности перевозчика за ущерб при перевозках опасных грузов. В некоторых случаях – при отсутствии указаний со стороны отправителя – перевозчик может ссылаться на естественные свойства груза, как на основание исключения своей ответственности. В других ситуациях, например, действую  вопреки инструкциям отправителя перевозчик может нести ответственность за грубую небрежность.